Статьи

Мозаичный дамаск

Сталь, которая впечатляет.

Изготовление дамасской стали сродни искусству. А как известно, в любом творчестве есть и посредственные созидатели, и настоящие гении, чьи работы приводят в восторг и заставляют восхищаться. Именно такие мастера высочайшего класса создают причудливые узоры, затейливые линии, витиеватую паутину и прочие восхитительные орнаменты самых разнообразных оттенков.

Возьмем, к примеру, мозаичный дамаск. Его секрет - в особом поперечном сечении, которое создаётся путём преднамеренной деформации ковки со смещением, для того, чтобы получился эффект узоров в заготовке. Эта масса может переплавляться и смешиваться многократно, для того, чтобы рисунок стали получился уникальным. Узор рисунка стали может быть разноплановым, в зависимости от того положения, в котором располагаются разнородные элементы в поперечном срезе.

И, как в любом виде искусств, полученный результат напрямую зависит только лишь от креативности и умелости создателя.

Добавь огня!

Несмотря на то, что многие найфмейкеры отличаются особым стилем изготовления мозаичной дамасской стали, кузнец Крис Маркс нашёл к ней особый подход. Несмотря на то, что сам Маркс не занимается изготовлением ножей, его 30-летнему опыту доверяют и такие найфмейкеры как Ральф Тернбулл, и William Henry Studio - известная фирма-производитель ножей.

«Дэрил Майер был тем человеком, кто предложил мне разработать свои оригинальные методы производства,» — вспоминает Марк. Мастер рассказывает, что его дамасская сталь – это результат долгого эксперимента, в который кузнец вложил чуточку химии, добавил немного металлургии, и, конечно же, много исследовательской работы и разработок. К примеру, специально для найфмейкера Стивена Скиффа, Марк изготовил специальный рисунок стали под названием «Eternal Flame» (Вечное пламя).

Кузнец рассказывает, что процесс изготовления этой стали был очень долгим и трудоёмким, сталь изготавливалась в течение нескольких дней. Плоские пластины тщательно обрабатывались и были уложены в четыре слоя. Сама сталь состоит из сплава никеля, инструментальной стали и чистого железа из Германии.

Помимо замысловатых форм и узоров, сталь от Марка славится своими необычными разнообразными оттенками. Умелый кузнец отлично знает, при какой именно температуре сталь получает тот или иной цвет. Крис рассказывает, что каждая сталь может приобрести голубой оттенок. Но перед этим она проходит через весь спектр цветов — жёлтый, золотистый, синий кобальтовый под воздействием различных температур и в зависимости от состава сплава. Так, к примеру, сталь с высоким содержанием никеля или хрома в своём составе, не становится даже цвета синего кобальта при температуре ниже 600 градусов по Фаренгейту, в том время как однородная сталь из железа уже становится красной при той же температуре.

Однако, если температура начинает превышать 600 градусов по Фаренгейту, то одна сталь удивительного цвета голубого кобальта превратится в отвратительную бледно-голубую, серую или даже чёрную. Сталь из иного сплава, напротив, приобретёт лишь красивый золотистый оттенок. Сталь с высоким содержанием никеля или хрома всегда будет светлее остальных, потому, что точка их плавления — выше.

Взгляд со стороны.

Мастер-кузнец Рик Данкерли — еще один превосходный изготовитель мозаичного дамаска. Как и другие герои этой статьи, он приобретал знания от изготовителей, которые с удовольствием делились своим опытом.

«Я начал изготавливать дамаск в ранних 90-х,» — вспоминает Данкерли. «Я учился у Дона Фогга и Стива Шварцера, но с тех пор я значительно вырос в этом плане». Он продемонстрировал процесс изготовления мозаичного рисунка, который похож на листки клевера темных оттенков. «Сначала я хотел придать этой стали рисунок, который часто применяется для заклепок на рукоятях кастомных ножей. Но потом решил, что сделаю нечто более интересное».

Производство этой дамасской стали началось с того, что Рик взял четырёхдюймовый квадратный полый брусок, вставил внутрь него круглую трубку, а внутрь последней — еще один квадратный меньшего размера. Таким образом он получил ромб внутри круга. В заключение всего, он вложил четыре тонких прута шарикоподшипниковой стали внутрь «малого квадрата» - и таким образом получил сформировавшиеся внутри него четыре точки.

После этого он стал заполнять образовавшиеся пустоты. В два угла между большим квадратом и кругом он вставил плоские бруски стали 1080, которые в итоге образовали радиальные линии к центру композиции. Потом оставшиеся полости он заполнил порошковой сталью, чтобы получить серебристые и черные оттенки там, где он хотел. «В-общем-то, серебристые оттенки в этой стали — это и есть порошковая сталь,» - сказал Данкерли. «Эта сталь — 4600Е, содержит никель, поэтому она приобретает такой оттенок».

Когда создание композиции было завершено, Данкерли аккуратно поместил ее в печь при температуре 2300 по Фаренгейту и стал ковать. «Я медленно ковал ее со всех четырех сторон, поддерживая форму квадрата. Потом получившийся брусок я распилил на 4 части и составил из них новый квадрат». Таким образом, радиальные линии из 1080 сформировали дополнительный рисунок. После чего Данкерли продолжил процесс.

Мастер-кузнец Хэнк Никмейер известен за свои рисунки дамасской стали. Он занимается изготовлением дамаска более 20 лет. «Я учился этому у Дэрила Мейера, Стива Шварцера, ребят из Монтаны и с Западного побережья — таких же старых ворчунов как я сам,» — смеется Хэнк.

Свои последние разработки Никмейер называет «трехслойный дамаск с рисунком типа сан-май». В середине, создавая лезвие, Никмейер применяет дамаск со случайным рисунком, потом создает своеобразный «сэндвич» из тонких слоев никеля. Поверх этого он покрывает изделие мозаичным дамаском собственного производства.

Никель играет две роли. Он добавляет светлую яркую линию что положительно сказывается на эстетическом восприятии изделия. Также, ввиду того что срединная часть довольно тонкая, никель служит своеобразным барьером для углерода. «Если вы сделаете очень тонкий слой посередине и добавите низкоуглеродистый сплав снаружи, то есть риск того, что углерод из серединной части будет смещаться в поверхностную. Никель служит барьером и предотвращает этот процесс,» — объяснил он.

Он отметил, что традиционный сан май в теории произвести несложно, но на практике это довольно трудная задача в плане ковки. Никмейер отметил, что «преимущество сан май в том, что нет необходимости сваривать линии, так как я это делаю с остальными лезвиями».

Мозаика в абстракции.

Как объясняет мастер-кузнец Грэхэм Фредин, существует две школы производства мозаичной дамасской стали. То, что производит сам Фредин он называет «абстрактный» дамаск — ибо он не обращает внимания на какие-либо конкретные рисунки или фигуры. В то же время, такой подход иногда приносит неожиданные результаты, которые получают свои имена. Так, Фредин создал палитру которую назвал «Горящая Роза» — центральная часть рисунка напоминает цветок, в то время как его окружение имеет черты пламени.

«Все дело в слоях,» — утверждает Фредин. «Мозаичный дамаск тем и сложнее, что он требует больше слоев и аккуратности. Угол ковки играет тоже огромное значение». По словам мастера, техника использования слоев позволяет создавать невероятное множество различных рисунков. Например, «Горящая Роза» - это вариация рисунка «W», со смещением под углом в 45 градусов и со сложением в четыре разных стороны.

«У меня уже была заготовки для слоев,» — вспоминает мастер. «Я сложил их, начал ковать — так, чтобы они легли вертикально. Под гидравлическим прессом весь этот рисунок приобретает эффект выпуклости. В разрезе в итоге заготовка имеет ряд С-образных волн. Сложите их правильно — и получите “W”. Для того, чтобы продолжить рисунок далее, складывайте “W” и достигнете эффекта розы».

Для получения данного вида дамаска Грэхэм Фриден использовал вперемешку стали 1095, 15n20 для половины заготовки, после чего добавил дополнительный слой 1095. Финишной отделкой послужили еще 3 небольших перемежающихся слоя. После данного процесса Грэхэм сделал срезы и расположил заготовки для окончательной обработки в мозаичный рисунок.

Нет «правильного дамаска».

Многие производители сходятся в одном — не существует каких-либо узких правил, чтобы изготавливать мозаичный дамаск. Все они рекомендуют в первую очередь дать волю своему воображению и усердно работать.

В каталог