Статьи

Эксклюзивные австралийские ножи

Ди Хэджес называет свой родной город Перт, Западная Австралия, “самой далекой столицей на планете”. Тем не менее, она смогла дотянуться практически до всего мира, связавшись с другими производителями ножей и коллегами по Американскому обществу кузнецов (American Bladesmith Society) с помощью сети Facebook, посещая разные шоу, где могла разделить всеобщее увлечение - изготовление прочных и красивых ножевых изделий с лезвиями из кованой стали.

Ножи знакомы ей с самого детства - многие восточные единоборства, которыми она занималась, в той или иной степени, предполагали их использование. А вот поиски подходящего клинка для этих тренировок всегда были трудоемкими. В итоге, она решила попробовать сделать нужный клинок - своими силами.

“Лишь некоторые из всей массы качественных ножей подходят для занятий восточными единоборствами, а мне всегда хотелось использовать подходящий нож на тренировках,” - поясняет Ди, “поэтому идея сделать лезвие самой, меня, как творческого человека, всегда привлекала. Я не знала, кто бы смог научить меня этому искусству. За все время сделала несколько маленьких ножичков, правда ужасного качества, просто чтобы попробовать себя в этом”.

Всё изменилось в 1997 году. Хэджес встретила Джека О’Брайена, жителя той же Западной Австралии, который тоже был кузнецом. О’Брайен пригласил Ди в свою мастерскую, где она научилась основам кузнечного дела, и затем продолжила оттачивать свои навыки и формировать свой собственный стиль. К 1999 году она набралась достаточно уверенности, чтобы выставить часть своих работ на продажу. Три года назад, после продолжительной болезни, она вернулась к кузнечному горну и с тех пор стала работать на нем ежедневно. И хотя в настоящее время изготовление ножевых изделий стало ее основным занятием, было время, когда она работала моделью, барменом, администратором, секретарем, занимала другие должности. Всё это помогло ей продолжать заниматься найфмейкерством, и не гасить огонь в кузнице.

“А вот в чем все дело”, улыбается она, говоря о тех, кто помогал ей. “Естественно, Джек О’Брайен - первый в списке, он стал для меня вторым отцом за все эти годы. Если бы он не помог мне в самом начале, скорее всего, я бы до сих пор пыталась обточить лезвие пилочкой для ногтей. Он открыл для меня дверь в удивительный мир, и никогда не ограничивал мое воображение и творческие способности, никогда не судил меня и не отмахивался от моих глупых вопросов”.

Кроме О’Брайена, немало помощи и поддержки она получила от мастера-кузнеца ABS, Уолли Хейза, от Дона Фогга, другого мастера-кузнеца ABS и ветерана изготовления ножей и дизайнера Билла Харси. Вместе, они всегда были готовы поделиться с ней информацией, и оказывали Ди самую настоящую поддержку на протяжении многих лет.

“Я познакомилась с Уолли через Facebook”, заметила она, “и без его помощи, советов и поддержки, я бы не стала такой, какая есть здесь и сейчас. Считаю, что мне очень повезло иметь рядом человека такого уровня, как он. Человека, к которому всегда можно обратиться, если возник вопрос на счет дизайна или обработки. Для меня он один из своих лучших друзей, мой наставник и вдохновитель”.

“Дон Фогг - человек, на которого я стараюсь равняться”, продолжила она. “Он служил вдохновением для меня и для моих работ, а стиль и изящество его изделий заставляли меня усерднее трудиться. Вдохновляет меня и Билл Харси. Несмотря на то, что мы во многом различаемся, мы все-таки можем открыто и с уважением друг у другу обсуждать разные методы и техники. Эти добродушные беседы помогают мне учиться”.

На BLADE Show в 2010 году, Ди увидела еще один пример того, как могут помогать друг другу кузнецы и изготовители ножей. Она проехала тысячи миль, чтобы пройти тест ABS на квалификацию кузнеца, а по прилету на место узнала, что авиакомпания потеряла ее багаж - а вместе с ним и образцы ножей для тестирования. И после всех переживаний и слез, в последнюю минуту, ее сумки все-таки нашли. Судьи уже заверили ее, что дадут возможность пройти тестирование, если образцы найдутся. Тестирование провели на парковке, и она прошла его.

“Я прошла тестирование тут же, на месте” на парковке отеля Renaissance Waverly, в котором проходило шоу, вспомнила она. Я так сильно нервничала. Одно дело проходить тестирование, когда тебя никто не знает. Я же была девушкой, о которой все знали и возлагали большие надежды. Я была уверена в своей работе, но все равно нервничала ужасно. К счастью, все прошло отлично, и после того, как я положила ножи перед судьями, начались самые длинные 15 минут в моей жизни - минуты ожидания.

В основном Ди работает с “фикседами” и занимается ковкой углеродистой стали, большей частью марок 1080, 1084, 5160 и 52100, инструментальной стали W2, на ряду с сочетанием дамасской стали марок 1084 и 15N20. По ее словам, в качестве материала для рукоятей она предпочитает твердые породы деревьев, особенно тех, что произрастают только в Австралии, и поэтому сами по себе могут считаться произведениями искусства. Она часто работает с древесными узорами, однако ей также нравятся цвета и легкая зернистость дерева с прямыми волокнами.

“По большей части я работала только с фиксированными клинками, но в последнее время начала изучать и складные ножи”, рассказала Ди. “Каждый из сделанных мною ножей - уникальный, мне нравится наделять каждый из них определенной индивидуальностью, душой. Иногда бывает трудно и нудно - попытки сделать один кусок дерева и металла уникальным и отличным от другого куска дерева и металла определенно вредны для психики. Но всё это - неотъемлемая часть работы, это загадка, которую мне нравится разгадывать, ведь в итоге получается новое изделие. Мне нравится использовать стали, которые можно обыграть, сделав хамон - эту задачу я поставила себе давно. Мне нравится и дамасская сталь, хотя стараюсь не использовать мозаику.

Ди признает, что впечатление о ее работах складывается как “нечто странное, непонятное, с примесью чего-то темного”. Однако, как творческий человек, она принимает такую интерпретацию ее работ.

“В целом, думаю, художник должен попробовать каждый понравившийся ему материал и посмотреть, что действительно подходит к изделию, над которым он работает”, объяснила она. “Некоторые ножи просто требуют простых линий и традиционных материалов. Другие допускают больше эксперимента и сложных линий”.

Стоимость ножей Ди колеблется от $300 до $10 000, она также принимает заказы. Сроки изготовления заказа могут быть ограничены, так как уже принятых заказов ей хватит на два года вперед. К тому же новые заказы постоянно прибывают как по телефону, так и через Интернет. Ди считает, что ей очень повезло, хотя понимает, что ей важно расставлять приоритеты, особенно в виду подготовки к тестированию ABS на кузнеца-мастера. Большей частью она работает над элитными ножами, так как по ее мнению, они требуют больше мастерства и времени на разработку.

Вместе с Ребеккой Ньюман, таким же мастером, Ди проводит долгие часы, совершенствуя свое мастерство в изготовлении ножевых изделий. Помимо этого, она продолжает практиковать единоборства, в том числе и западный стиль боя на мечах. Она также опытный стрелок из лука.

Для Ди, ковка лезвий и изготовление ножей - это путешествие в мир творчества и визуального самовыражения. Ее карьера продолжает развиваться, всё больше людей узнают о ее способностях, поэтому мы можем ожидать еще больше блестящих и талантливых работ из Австралии.

В каталог