Система открывания складных ножей IKBS - плавный ход обеспечен
Система открывания складных ножей IKBS была разработана в 2002 году бразильскими мастерами – Флавио Икома и братьями Лала. В системе открывания IKBS (Ikoma Korth Bearing System) используются шариковые подшипники, которые обеспечивает настолько плавное открывание, которое не может осуществить ни одна другая система открывания.
Икома и братья Лала, которые основали компанию Korth, начали выпуск системы IKBS по совету одного из покупателей, который сам предложил использовать шарикоподшипники для более плавного открывания и закрывания.
Флавио изготавливал ножи и работал совместно с Korth с начала 1990-х годов, поставляя складные и тактические ножи на рынок Соединённых Штатов, изготовленные из титана и карбонового волокна. Продавал он их в диапазоне от 700$ до 2.500$. Двейн Вейкам из компании EDC Knives был надёжным партнёром для Флавио Икомы в те годы.
Рикардо «Рик» Лала начал изготавливать свои первые ножи в то же время, что и Флавио, совместно со своим братом, а позже ещё и племянником Руди. Рик использует нержавеющую сталь, титан, карбоновое волокно и прочие материалы «премиум - класса» для изготовления ножей, а Руди гравирует рукояти.
Флавио рассказывает, как они начали разработку IKBS: «Рик поделился со мной проблемой, и у меня возникла идея попробовать в качестве подшипников стальные шарики, которые мы применяли в запорных системах, мне требовались только лишь две дорожки качения, чтобы удержать шарики вместе. Таким образом, я использовал два медных кольца в качестве дорожек качения, а также сделал зенковку на обоих «лайнерах». Лезвие не подвергалось никаким изменениям. Я произвёл тестирование прототипа и отправился в мастерскую Рика со своей задумкой. Однако, несмотря на то, что медные дорожки качения функционировали хорошо, они были слишком мягкие и должны были быть заменены стальными или титановыми».
Флавио по возвращению домой долго обдумывал нововведения. Титановые лайнеры сами по себе достаточно твёрдые, так почему бы не использовать зенковки в качестве дорожек качения? И это отлично сработало - с тех пор система IKBS остаётся неизменной с момента её изобретения – система зенковки с шарикоподшипниками. Превосходный результат – вот что отличает IKBS. Система была одобрена многими известными изготовителями кастомных ножей, среди которых Кен Онион, Тодд Бегг, Тим Галиан, Том Майо, Кирби Ламберт, Грег Лайтфут, Лез Джордж, Дэйвид Мосиер, Лес Вурхис, и другие. А такие компании, как Columbia River Knife&Tool стали применять систему IKBS в линии складных ножей Onion и джентльменских ножей Sampa, дизайнером которых был сам Флавио Икома.
«Впервые я узнал о системе IKBS в сентябре 2008 года, когда один из знакомых коллекционеров познакомил меня с Двейном Вейкамом. Я был в восторге, и с тех пор каждый свой складной нож я стал изготавливать с этой системой,» - вспоминает Тодд Бегг.
Главной особенностью IKBS это значительно снижение трения между лезвием и лайнерами, гораздо меньшее, нежели у системы с шайбами. Если, при использовании конструкции с шайбами, сильно сдавить рукоять, то лезвие прекратит свой ход. При пользовании же IKBS невозможно замедлить или остановить выход лезвия давлением руки. Фактически, вы можете припарковать свою машину на ноже, но он всё равно откроется!» - говорит Бегг.
По мнению Бегга, если лезвие находится под меньшим трением, благодаря IKBS, нож быстрее открывается, а «фактор сжатия», являющийся замедлителем лёгкого открывания ножа, ликвидируется. «Я заметил, что при пользовании ножом с системой IKBS, возникает ощущение упора, хотя лезвие находится в движении. Это становится заметным, потому что всё протекает очень плавно. Прочие системы оснащены роликовыми подшипниками, однако я думаю, что они гораздо уступают по качеству. Если инородное тело попадает в подшипник, то ролику приходится создавать давление, «подминая» его, тогда как шарикоподшипник просто сдвинет его в сторону».
Бегг поставлял свой складной нож MIG с системой IKBS для военных, и отметил, что отзывы от солдат, пользовавшихся им в военных операциях в Ираке и Афганистане были весьма положительными. Кроме того, он отправил такой нож своему сыну в армию, тем самым показав свою полную уверенность в системе открывания этого ножа. Также Бегг рассказал о некоторых улучшениях в процессе производства IKBS.
«Я считаю, что значительно улучшил качество IKBS благодаря тому, что в процессе производства добавил этап холодной прокатки, для того, чтобы создать для подшипников ещё более податливую поверхность для движения. Также, благодаря этому процессу рабочая поверхность становится более твёрдой. Вскоре после моего знакомства с IKBS, Флавио стал частым гостем в моём доме, мы также вместе работали в моём цеху пару недель. Я продемонстрировал ему свои идеи, и он согласился с ними. Я горд этим, и также горжусь, что мои ножи снабжены этой замечательной системой.
Если флиппер тщательно изготовлен, имеет хороший упор, IKBS качественно выполнен, и прошёл через этап холодной прокатки, то в результате этот нож будет открываться еще быстрее, чем автоматический, но при этом не имея пружины в конструкции. Я думаю, что это просто прекрасно, поскольку, во-первых, это легально, во-вторых не создает той суеты, связанной с легальностью же ношения автоматических складных ножей».
В добавление к улучшениям, представленным Беггом, другие мастера также внесли свою лепту в IKBS. Онион и Галиан изготавливают дорожки по форме стальных шариков, используя специальные фрезы - чтобы усилить контакт с поверхностью и прочность при действии поперечной силы, в то время как Чарльз Марлоу использует усиленные стальные шайбы в дорожках качения — также для для усиления контакта с поверхностью. Джим Харрисон из Seumus Knives разработали метод сборки IKBS без использования смазочных средств, поэтому он притягивает меньше грязи и мусора.
Кен Онион рассказывает, что он услышал об IKBS из многочисленных обсуждений на форумах в Интернете, как раз в то время, когда сам начал вынашивать подобную идею: «Я занимался изучением этой проблемы, копал глубже и узнавал всё больше и больше. И я нашёл для себя как раз то, что планировал сделать сам. Это была более простая концепция, а я не хотел бить себя в грудь и утверждать что я сам дошёл до этого. Флавио сделал всё как надо — чертовски крутая система.»
«Сегодня я изготавливаю большинство своих кастомных ножей только с IKBS и SpeedSafe. Джентельменский складной нож Eros производится сегодня только с IKBS - компанией Columbia River Knife & Tool. Также IKBS применяется и для ножа Ripple, и новой модели ножа Shenanigan. Все отзывы об этих ножах являются исключительно позитивными. Это просто замечательная система — ты можешь колотить ножом обо что угодно — но в следующий раз он откроется как ни в чём ни бывало — без малейшего люфта.»
Ещё одним аспектом привлекательности IKBS является простота. Для нее не требуется специальных материалов или дополнительных частей.
«Используя ограниченные ресурсы, любой человек может внедрить IKBS в свой нож. Мы поработали над системой, чтобы внедрение её стало очень простым, и даже примитивным, и чтобы оно было в распоряжении всех людей,» - так прокомментировал этот аспект сам Икома.
Для Флавио и его партнёров из Korth, одно решение касательно IKBS было странным и противоречивым. Вместо развития системы IKBS как определённого продукта, компания предпочла предоставлять производителям изготавливать и продавать систему.
Мы уверены в том, что предоставление бесплатной лицензии на изготовление IKBS – лучшее и единственное решение. IKBS родилась в сотрудничестве между Ikoma и Korth, которое принесло плоды обеим копаниям. IKBS была очень для нас важна, особенно в самом начале карьеры, и является важной до сих пор. Мы также хотим, чтобы другие также могли получить ту же пользу, которую когда-то получили мы сами. Я считаю, что это естественно».
В сентябре 2006 года Ikoma и Korth сделали использование IKBS бесплатным. Однако, они предостерегают, что производитель предоставляет «фолдер» на одобрение, показывая, как он осуществляет внедрение системы в конструкцию ножа. После одобрения, производитель может использовать авторский логотип IKBS.
Стоит отметить, что в ближайшее время ножей с таким логотипом станет еще больше — интерес к IKBS только набирает обороты.