Статьи

Рукояти ножа из рогов лося

Авторская статья Джо Щиласки.

Вопрос:

Я новичок в кузнечном деле, однако, я уже успел выковать немалое количество ножей с хвостовиком, для которых бы я хотел использовать рога лося в качестве рукояти. Мне очень нравится, как выглядит рукоять из рога, и потому я решил приобрести несколько небольших экземпляров для своих ножей. Но когда я начал их обрабатывать и сделал разрезы, то увидел, что непосредственно внутри самого рога материал мягкий и губчатый. И тогда я задумался, а не проще ли мне будет отказаться от идеи использования рогов лося в качестве рукоятки для ножа и подыскать более подходящий для этого материал? Что вы можете мне посоветовать?

Ответ:

Это очень интересный вопрос. Это говорит о том, что тот, кто задает такие вопросы, очень ответственный человек и действительно относится с душой к тому, чем занимается.

Дело в том, что рог лося – это далеко не самый распространенный материал, из которого мастера предпочитают изготовлять рукояти своих ножей. Большинство мастеров предпочитают работать с более плотными и крепкими рогами, к примеру, самбара либо белохвостого оленя. Однако это не означает, что рога лося абсолютно непригодны для того, чтобы послужить хорошей рукояткой для ножа. Такое утверждение далеко от правды, а потому ни в коем случае не бросайте эту идею.

Лично мне очень нравится работать с рогом лося, особенно когда я создаю ножи в стиле ранних американских ножей, либо а-ля “примитивные” ножи. И форма, и размер и сама текстура лосиных рогов превосходно подходит для ножей такого типа. И я действительно не смогу назвать ни один из других материалов, даже рогов прочих животных, которые бы лучше лосиных смотрелись бы на рукоятях подобных ножей.

По моему мнению, лосиные рога – это чрезвычайно привлекательный и мощный материал для рукояти, однако чтобы всё хорошо получилось, в работе над рогами необходим особый подход. То, что я вам могу посоветовать, относится исключительно к моему личному опыту, и я расскажу вам всё, что знаю по данному вопросу.

Вообще, при работе не нужно никуда торопиться. И не имеет никакого значения над чем вы работаете в данный момент: занимаетесь ли вы ковкой лезвия или прилаживаете рукоять. Я предпочитаю потратить больше времени на то, чтобы сделать работу слишком хорошо, чем слегка над чем-то не доработать. Вы можете с этим согласиться или нет, но это мои методы работы. Многое из того, что делаю я, может показаться вам лишним и бесполезным, однако, повторюсь: это только мои принципы в работе, и вы не обязаны полностью им следовать.

Работать с рогами лося мне довелось достаточно много. Дело в том, что я родился в Венгрии - в стране, где обитает огромное количество лосей, и потому рогов здесь всегда в изобилии. Именно на родине я впервые начал проводить эксперименты с рогами лося.

Прежде всего, удостоверьтесь в том, что материалы, с которыми вам предстоит работать – надлежавшего качества: рога и дерево, взяты не у молодых животных и деревьев,. Они должны быть тщательно просушены. Убедитесь в том, что они не контактировали с источниками влаги.

Как уже было правильно замечено, сердцевина рогов достаточно пористая. Именно поэтому я предпочитаю убирать эту мягкую пористую сердцевину, и оставляю только лишь только твёрдую костяную часть рогов. Нужно вычистить большую часть сердцевины, после чего использовать надфиль - тщательно зачистить внутреннюю часть рога. Таким образом, в роге образуется полость, которая будет на порядок больше, чем требуется.


Отдельно я вырезаю куски дерева для того, чтобы заполнить эту образовавшуюся полость. Чаще всего я выбираю для таких целей орех, клён или вишню. Я останавливаю свой выбор исключительно на этих сортах дерева, потому что они весят немного, долговечны, обладают плотной текстурой. Однако для этих целей вы можете использовать любую крепкую древесину по своему желанию.

Дерево, помещённое таким образом внутрь лосиного рога, не обязательно должно идеально подходить к нему по форме. Будет даже лучше, если вы оставите достаточно пространства внутри рога для того, чтобы хватило места для заливки клеем или “эпоксидкой”.

Когда древесная «начинка» рога будет равномерно распределена внутри полости, вам необходимо будет вынуть ее для того, чтобы разрезать вдоль на две части. Разрежьте дерево таким образом, чтобы хвостовик помещался между двумя половинами. Когда я убежусь в том, что хвостовик хорошо сидит, я делаю две маленьких заклёпки. Эта конструкция образует своеобразную дополнительную рукоять, которая будет заменять собой ту самую пористую мягкую субстанцию, которую я удалил из внутренности рога.

И когда я буду уверен в том, что все части моего ножа гармонично и крепко “сидят”, то приступаю к склеиванию “эпоксидкой” данной рукояти ножа и рога - наружной части. Таким образом, я получаю нож с внутренним хвостовиком. Для этого я делаю четыре или пять бороздок на дереве, и, при помощи специального оборудования, я делаю такие же бороздки на внутренней части рога лося. Таким образом, создаётся достаточное пространство для “эпоксидки”, которая должным образом скрепляет все части ножа. Когда вы склеите все части, то можете дополнительно скрепить рукоять сквозным штифтом. Это, конечно, возможно только в том случае, если ваш хвостовик можно пробурить сверлом без последствий.

Именно таким образом я изготавливал абсолютно все свои ножи довольно-таки долгое время. И, постучим три раза по дереву, я никогда не получал никаких жалоб и не имел никаких трудностей с этими ножами. Однако, к вашему сведению, сегодня существуют и другие техники изготовления ножей из рога лося с применением сложного современного оборудования, которое вполне отвечает высоким стандартам производства ножей.

Также вы вполне можете изготовить нож из рога лося, не вынимая его мягкого внутреннего содержимого. Но в таком случае, со временем клинок рано или поздно расшатается.

Вы сможете изготовить нож, попросту удалив мягкую сердцевину и полностью заполнив внутреннюю часть рога “эпоксидкой”. Нож, изготовленный таким способом, получается действительно хорошим и добротным, однако рукоятка его становится, на мой взгляд, чрезмерно тяжёлой.

Раньше такой способ изготовления ножей из рога оленя, который описан мною выше, считался нетрадиционным. Традиционно же клинки просто вставляли в мягкую основу рога. Лезвие чаще всего закрепляли при помощи сухожилий и сосновой смолы. Если лезвие расшатывалось, его закрепляли при помощи деревянного клина. Такое традиционное “конструирование” применяется некоторыми изготовителями и по наши дни.

В каталог