Украшаем нож - резьба и гравировка
Украшения всегда добавляли ценность коллекционным ножам. Изящная гравировка или резьба, выполненная талантливым мастером, может заметно улучшить внешний вид и стоимость ножа.
На протяжении веков огнестрельное оружие украшалось эффектными гравировками, теперь настал черед ножей. Легендарный “основатель современного искусства украшения ножей”, член Зала славы найфмейкеров по версии журнала Blade, Бастер Варенски, стал в числе первых мастеров нашего времени наносить гравировку на ножи собственного изготовления, а также обучил свою жену, Джули, этому ремеслу, чем она занимается и поныне.
Среди сонма известных гравировщиков значительную часть занимают итальянские мастера по украшению огнестрельного оружия, добавившие ножи к своему профилю. Изделия ручной работы с изящной гравировкой пользуются большим спросом у коллекционеров ножей высшего класса. Некоторые мастера могут потратить сотни часов на украшение одного изделия и взять за работу не одну тысячу долларов, но даже при этом список заказов у них расписан на многие годы вперед.
Основными видами украшения ножей являются гравировка и резьба. Некоторые работы сами по себе представляют большую ценность.
За последние годы у коллекционеров возвратился интерес к изящным гравировкам. Есть ряд хорошо известных итальянских гравировщиков, например Манрико Торколи, которые прославились украшением огнестрельного оружия и ножей. Торговцы ножами верхнего ценового сегмента будут рады, если им удастся заполучить хотя один или два предмета их работы в году.
В последнее время гравировка отходит от канонов плоской гравировки и начинает тяготеть к направлению “булино”. “Булино” позволяет получить намного более четкое изображение с помощью небольших точек, выгравированных на металлической поверхности; резьба выполняется практически по такому же принципу. “Булино” является довольно трудоемкой и очень дорогой гравировкой. Иногда чтобы уменьшить затраты, “булино” сочетают с плоской гравировкой. Инкрустирование золота в гравировку позволяет создать по-настоящему сногсшибательное произведение искусства.
Среди американских мастеров наибольшим спросом у коллекционеров и торговцев пользуются Си Джей Кай, Рик Итон, Брайан Хокстрат, Рон Скэггс и другие. Торговец Дэниэл О'Мэйли сильно впечатлен гравировкой “булино” Итона. "Его работа удивительно детальна, даже при 40-кратном увеличении", – отмечает он.
Хокстрат, бывший шорник и участник родео, также использует стиль “булино” для создания превосходных гравировок на ножах Тома Оверайндера, Эмануеля Эспозито, Джо Киуса и других. Ему особенно удаются невероятно детализированные изображения, даже на небольших больстерах.
Торговец Пол Шиндлер из Knife Legends высоко отзывается о гравировках Скэггса. "Он работает в стиле горельеф, который скорее является видом скульптуры, нежели гравировки", – говорит Шиндлер. Произведения Кая можно увидеть на ножах Киуса, Стива Хёля и его соотечественника, гавайца Кита Оуйе, а также в поздних работах Боба Лама и Кена Ониона, который также входит в Зал славы.
Коллекционер и торговец Дон Гилд первым делом называет канадского мастера Мартина Батлера, чьи украшения пользуются большим спросом. Работу Батлера можно увидеть на многих изысканных ножах Вольфганга Лёрхнера.
Школа гравировки
Благодаря таким компаниям как Glendo Corp (GRS), которые проводят курсы по обучению гравировке и продают оборудование, все больше изготовителей делают гравировки сами. Большинству не удается достичь уровня профессиональных гравировщиков, которые посвящают годы своему ремеслу, однако самостоятельное выполнение всех работ позволяет лучше вплести гравировку в общий дизайн ножа. Некоторые же изготовители ножей обладают непревзойденными способностями к гравировке.
Джоди Мюллер – выпускник GRS, он использует гравировку, чтобы дополнить композицию ножей, благодаря которой они великолепно сочетаются с дамасской сталью. О'Мейли предпочитает продавать ножи, полностью выполненные одним мастером, по его словам, изделия Мюллера пользуются большим спросом у клиентов BladeGallery.com. Мастер Шейн Тейлор, член Американского общества кузнецов - еще один хороший пример мастера, сочетающего в своих изделиях дамасскую сталь и гравировку.
Мэриан Соуби оставила преподавание, чтобы полностью посвятить себя гравировке, теперь она выполняет украшение ножей, которые делает ее муж, Скотт. "У Мэриан получается просто феноменальная гравировка в красивом японском стиле. Ее изделия просто восхитительны", – отмечает О'Мэйли.
В Америке и Европе под гравировкой подразумевается резьба по металлу. В Североевропейских странах гравировку обычно выполняют по рогу на рукоятках ножей, выполненных в саамском стиле. Такие рукоятки высоко ценятся коллекционерами. Одним из наиболее популярных представителей данного ремесла является шведский мастер Джонни Уокер Нильссон. Он выполняет клинок, рукоятку и ножны в одном стиле. Также спросом на изделия в саамском стиле пользуются работы Роджера Бергха и его сына, Исака, а также Тоба Люндстрома.
Резьба
Гилд, Шиндлер и О'Мэйли сошлись во мнении, что резьба сдала позиции на фоне гравировки, по крайней мере, среди коллекционеров изделий верхнего ценового сегмента. Тем не менее, работы некоторых резчиков все еще пользуются спросом. Одним из популярных высококлассных мастеров является Рон Любке, который, кроме того, еще и замечательный гравировщик. Детализированную, почти фотореалистичную работу Любке можно увидеть на изделиях многих известных изготовителей ножей ручной работы, включая Кита Карсона, Ллойда Хейла, а также упомянутых выше Хёля и Киуса. Резчик Мэри Мюллер также высоко ценится как ведущими коллекционерами, так и торговцами.
Большим спросом пользуются коллекционные ножи Edmund Davidson, в которых сочетаются превосходные навыки изготовления ножей Эдмунда, а также умения гравировщика Джира Дэвидсона и резчика Линды Карст Стоун. Благодаря таланту этих мастеров ножи получаются бесподобными.
Больше, чем нож
Иногда украшения, состоящие из искусного включения золота и драгоценных камней, размывают границу между ножами и ювелирными изделиями. Примерами могут служить изделия Ларри и Гейла Ланн, а также Делланы.
Украшения могут не ограничиваться только ножом. Коллекционные ножи изготавливаются для выставления на показ и восхищения работой мастера. В этом случае важную роль играет представление.
Пол Лонг, наряду с Ларри Фьюдженом являются превосходными мастерами изготовления ножен ручной работы. Изделия Чака Бэрроуса и Карен Шук также являются одними лучших в своей области.
Пол Кесслер обогатил свою коллекцию ножнами, демонстрационными стендами и витринами, выполненными вручную под заказ. Он приобрел деревянный демонстрационный стенд, украшенный аутентичным седлом того периода, специально для одного из ножей Джерри Фиска.
Эволюция продолжается
Искусство изготовления ножей никогда не прекращает свое развитие. Развитие технологий внесло свой вклад в эволюцию этого ремесла благодаря невиданной ранее доступности инструментов и готовой информации. В результате чего все больше изготовителей пробуют свои силы в различного рода украшениях, и некоторые их работы высоко ценятся среди коллекционеров. Планка качество поднимается все выше, и все энтузиасты ножевых изделий не без интереса следят за тем, что же будет дальше.