Статьи

Хамон - японский узор закаливания.

Нагревание, а затем закаливание лезвия в воде - этот процесс образования хамона и называется яки-ирэ. После нанесения на клинок глиняная паста подсыхает, лезвие готово к яки-ирэ, и его начинают постепенно нагревать. На этом этапе используется древесный уголь в виде небольших кусочков, размером примерно с кусочек сахара.

Предпочтительнее использовать уголь из сосновой древесины, так как она очень легкая и не такая плотная, как дубовая или из другого дерева лиственной породы. Мелко порубленный, такой уголь очень хорошо горит и лезвие быстро нагревается. Еще один важный момент: маленькие и мягкие кусочки угля не царапают и не стирают с лезвия нанесенный слой пасты. А для того чтобы должным образом нагреть лезвие, клинок приходится постоянно засовывать в огонь и снова вынимать.

Всемирно известный кузнец Ёсиндо Ёсихара начинает процесс яки-ирэ, постепенно погружая лезвие в горн режущей кромкой вверх, а затем медленно вынимает. Когда лезвие приобретает нужный желтовато-оранжевый цвет, его переворачивают и засовывают уже режущей кромкой вниз. Эти манипуляции продолжаются до тех пор, пока не станет видно, что режущая кромка светлее и раскаленнее всей остальной части клинка. Когда лезвие готово, его режущая кромка будет светлее по цвету и горячее относительно других частей, граница глиняной пасты, обозначающей хамон, будет явно заметнее, лезвие нагреется равномерно по всей длине и температура (определяется по цвету) достигнет нужного уровня. Тогда Ёсиндо вынимает лезвие из горна и погружает его в бачок с водой.

После этого лезвие вынимают из воды и проверяют. Важно, чтобы покрытие из глиняной пасты осталось не поврежденным, а лезвие не слишком сильно изогнулось. На последнем этапе производится закалка лезвия, так как после яки-ирэ оно станет слишком твердым и ломким для этого.

Процесс закалки лезвия называется яки модоси. Ёсиндо снова погружает лезвие в горн до тех пор, пока оно не нагреется до температуры около 170єС (338єF). Ёсиндо определяет его готовность по некоторым визуальным признакам - паста, к примеру, должна полностью высохнуть.

После яки модоси, глину убирают, а лезвие быстро очищают на точильном круге под струей воды, чтобы избежать перегрева металла от трения. На этом этапе хамон легко проявляется, если нанести на него раствор 5-процентной азотной кислоты. Если клинок пройдет эту проверку, то начинается процесс шлифовки.

Придание формы лезвию


Для того, чтобы отследить поведение лезвия при погружении его в воду, Ёсиндо и его сын Ёсиказу сделали бак с прозрачными стенками. Когда лезвие входит в воду, оно практически прямое. Почти сразу оно начинает выгибаться к режущей кромке, а по мере охлаждения искривление происходит в обратную сторону, к другому краю. Таким образом, в процессе охлаждения клинок изгибается дважды: сначала сильно к режущей кромке, затем сильно в обратную сторону. К концу закаливания лезвие становится либо прямым, либо чуть согнутым в сторону тупого края. Изгиб, остающийся после яки-ирэ может быть равномерным по всей длине, может варьироваться или встречаться лишь в нескольких местах. Конечный изгиб формируется посредством ковки и точечного нагревания, в соответствии с тем, что в итоге хочет получить кузнец.

Хадака-яки


Хамон можно сделать и без использования глиняной пасты, и одна из самых знаменитых школ изготовления мечей, Школа Ичимондзи в провинции Бидзен, которая ведет свою историю, начиная с XIII века, использует этот метод. Лезвие в этом случае изготавливается так же, как описано выше, но при этом глина не наносится. Лезвие также нагревается в горне, сначала режущей кромкой вверх, затем вниз. Когда становится заметно, что режущая кромка раскаленнее, чем остальная часть, лезвие окунается в воду. Температура режущей кромки примерно составляет 800 - 850єС (1,472 - 1,562єF), а температура основной части клинка должна достигать примерно 750єС (1,382єF) или ниже.

Если клинок правильно подготовлен и доведен до нужной температуры, образуется очень интересный хамон. Такой узор закаливания может иметь много аси (линий, пересекающих хамон к режущей кромке под определенным углом), гуномэ (зигзаги) или чодзи хамон (еще один узор закалки), с множеством хатараки (“зерна” хамона). Однако, кузнец здесь абсолютно не контролирует образование хамона, поэтому узор с каждой попыткой хадака-яки будет получаться разный. Использование слоя термальной глины дает опытному кузнецу практически полный контроль над образованием хамона, поэтому современные кузнецы по большей части используют глину, хотя есть и те, кто предпочитает хадака-яки.

Во время хадака-яки (без глиняной пасты) клинок при погружении в воду ведет себя немного по-другому. В этом смысле между яки-ирэ и хадака-яки много отличий: при охлаждении во время хадака-яки большое количество пузырей образуется по всей площади клинка, а во время яки-ирэ большая часть пузырей находится у режущей кромки. А так как образование пузырьков означает быстрое охлаждение и затвердение, то и хамон по результатам каждого из этих двух методов будет разным.

Оценка качества хамона


Для того, чтобы узор признали качественным и подходящим для японского меча, он должен отвечать определенным критериям. В узоре не должно быть ниои-гире или пробелов в линии хамона. Ниои должен представлять гладкую, широкую и ясно видимую линию, проходящую по всей длине меча. Граница хамона (хабучи), вне зависимости от своего стиля и формы, должна быть ясной и четкой по всей длине лезвия. На нем должны быть хатараки и аси, а также видимый и определенный узор. Весь узор должен быть хорошо сформирован и ясно виден. Хамон должен сочетаться с клинком и дополнять меч, представляя единое художественное целое.

Изготовление хамона, который будет отвечать всем требованиям и делать японский меч красивым, требует немалого опыта и усилий. Часто молодому японскому кузнецу требуются годы и годы труда до того, как он научится делать идеальный хамон на клинке.

В каталог