Как ковать ножи - школа найфмейкеров
В городе Сиэтл, штата Вашингтон, у компании “Studio 4”, главой которой является Дэйв Лиск, появилась новаторская деятельность – группа производителей сплотилась ради одной общей цели: изготовления ножей. Обе компании объединились для создания новой школы по производству ножей.
В последний день курса по ковке клинков, проводимого Джэйсоном Найтом, студентам задали вопрос – почерпнули ли они чего-нибудь нового из этого курса. Каждому студенту в начале курса был выдан стальной брус типа 5160, который в течение всего лишь 3 дней стал первоклассным ножом.
«Для меня это было знакомство с производством ножей», - говорит Джерри Вудз. «К тому же это гораздо больше, чем просто вводный курс».
Кен Вильямз высказал следующее: «Прохождение этого курса открыло мне глаза на новые уровни обработки металла».
«Я коллекционирую ножи несколько лет и всё, что я хотел узнать – процесс производства ножа, несмотря на то, что я вряд ли сделаю ещё один», - добавил Майкл Хемпфил.
Том Ферри, основатель “ACE”, заявил: «У нас, как у группы, есть преимущество в обмене информацией, бизнес-стратегии и достижении успеха». Сотрудничество - новая парадигма в мире найфмейкинга, где “Studio 4” и “ACE” выступили в качестве неплохого образца.
Розжиг кузницы.
Лиск начал свой курс с введения. Затем, с мелом в руках, Найт схематично объяснил, как он проектирует ножи. После этого последовал розжиг пропановой кузницы, все достали молоты и наковальни и каждый из студентов получил свой брусок стали.
По мере набора опыта студентами, звон молотов доносился всё чаще и чаще. С Дэйвом и Джэйсоном, которые поощряли каждого студента, закалка клинков закончилась довольно быстро.
Стачивание нагара и шлифовка придавали кованой заготовке практически конечную форму ножа. До этого этапа всё шло по плану. Точней, почти всё. На моей руке всё ещё есть шрам от того случая - я поднял нож, который только что вынули из кузницы. Горький опыт.
Кузнец Майкл Радер присоединился к нам на следующий день курса. В то время, как Дэйв и Джэйсон подсказывали студентам, как шлифовать клинки для закалки, я спросил Майка о “ACE”. Он разъяснил: «Изначально всё это задумывалось, как благодарность коллекционерам. Мы хотели показать коллекционерам, что мы ценим тех, кто поддерживает и приобретает нашу продукцию на протяжении всех этих лет, и что мы хотим дать им немного больше».
Тем временем, Ферри развивал отношения между “ACE” и “Studio 4”.
«Сначала была сформирована “ACE”, а “Studio 4” последовала её примеру» - начал Ферри. «Неофициально они объединены через членов “ACE” и тем самым поддерживают друг друга. Я задумал и организовал “ACE”. “Studio 4” была мечтой Дэйва, который хотел открыть первоклассную школу по ковке лезвий и кузнечному делу. Члены “ACE” – инструкторы, использующие предприятие в качестве базы для ежегодной выставки ножей. Дружба между мной и Дэйвом, сложившаяся за прошедшие 5 лет, была чрезвычайно важна и выгодна для нас обоих. Свободное партнёрство “ACE” и “Studio 4” отражает наши отличные отношения и дружбу.»
Член “ACE”, кузнец Джон Кристинсен вспоминал о днях возникновения организации.
«Для меня всё это началось тогда, когда Том предложил мне присоединиться к стенду на выставке «Blade Show West» несколько лет тому назад. Стенд пользовался успехом у посетителей. А после выставки Том рассказал мне об идее создать сообщество», - начал Кристинсен. «Эта идея обдумывалась им уже некоторое время. Идея сработала, так как все мы собрались вместе, и никто не боялся высказать своё мнение. В группе не было какого-то одного «я», было общее мнение».
Уважение между производителями ножей играет важную роль, так как именно уважение и дружба связывают их вместе.
“Studio 4” естественно дополняет “ACE”. Производитель ножей Майк Вагнино преподавал первый курс по предмету конструкции складных ножей. «Так как Дэвид - член “ACE”, он пригласил остальных членов сообщества быть инструкторами в его школе», - добавил Вагнино. «Это было естественным расширением деятельности: от коллективной презентации предметов производства (“ACE”) к коллективному обучению. Лучшего решения задачи и не найти. Сотрудничество во всех аспектах - это ключевой момент в хорошем обучении, а также основа успешной структуры “ACE”, связывающая школу и группу вместе.
Полученные знания.
Грубая шлифовка была завершена, соляная ванна была нужной температуры. Под чётким надзором Найта студенты поместили свои клинки в пропановую кузницу. Следующий этап – закалочная ванна, в которую опускают клинки. Закалка - это предпоследний этап, после которого клинки прошли последнюю шлифовку, после чего на них установили бронзовые гарды. Гарды прекрасно подошли к клинкам и все собрались за обеденным столом. Рукояти были установлены в последний день.
«Если вы хотите что-либо узнать или чем-либо воспользоваться - я к вашим услугам», - сказал своим студентам Найт. Он держал своё слово и свободно делился своими знаниями. Бывалые могут оценить весь курс лишь по этому высказыванию Найта. Студенты собственными глазами наблюдают за производством ножей профессионалами. Только этот факт стоит оплаты обучения.
Во время этого уикенда не только ножи прошли закалку. Каждый студент в конце получил не только законченный нож, но и полезный опыт и знания, которых хватит для того, чтобы повторить весь процесс с самого начала. Студент Рик Лукас комментирует это так: «Этот курс помог мне во всех аспектах производства ножей - от закалки до готового ножа. Я освоил новые методы и некоторые незначительные вещи, в которых порой не получается разобраться, а также приёмы, которые можно освоить лишь в классе или путём усердной работы».
Студент Стюарт Брансон подвёл итог: «Начался курс, и я был сосредоточен только на производстве ножей. Но с течением времени, проводя время с Джэйсоном, Дэйвом, Майклом и товарищами по классу, отношения развились куда дальше, чем просто производство ножей. Новые техники, практические инструкции и настоящие преподаватели – я освоил не только лучшие способы производства ножей, я также приобрёл уверенность в своих решениях и покидаю эту школу более внимательным и усердным кузнецом».