Укротители стали из Малайзии
Настоящие умельцы-найфмейкеры создают поистине поражающие воображение шедевры в своих кузницах — при этом они не используют современных технологий.
Вот уже много лет каждое утро к восьми часам утра малайзийский найфмейкер Лим Лунг Хот приходит в свою мастерскую. Начиная со времён школьной скамьи он занимается изготовлением подручных инструментов, а также парангов, больших ножей для рыболовов и серпов.
Его инструктором и наставником стал его собственный дедушка. Именно ему маленький Лим помогал в кузнице после школьных занятий. Только представьте себе хрупкого, щуплого мальчика-подростка с тяжёлым молотом и прочими массивными инструментами в руках, которые ещё этим утром держали линейку и ручку в руках. Это было более пятидесяти лет назад.
Тем не менее, его любимая кузница стоит здесь как каменная крепость, несмотря ни на что. Ей не страшны ни время, ни экономические трудности. Пасир-Пенамбанг представляет собой небольшую деревушку, которая располагается на окраине Каула Селангор в Малайзии. Местное население, в подавляющем числе китайцы, занимаются рыболовством, мелкой и оптовой торговлей рыбой, держат небольшие магазинчики.
Именно эти китайские рыболовы и являются любимыми и постоянными покупателями ножей у мистера Ли. Эти заострённые ножи для них он изготавливает несколько большего размера, чем это обыкновенно принято. А само лезвие почти такое же массивное, как и у ножа мясника. Благодаря специальным изгибам на ноже, им можно разделать даже крупную рыбу всего лишь одним быстрым ударом ножа.
Малазийские фермеры чаще всего заказывают длинные серповидные клинки, которые так удобны для извлечения масла из плодов таких экзотических деревьев,как kelapa sawit. Каждый такой нож удобно помещается в ладонь, в отличие от шестовидных ножей. Лезвие таким ножей составляет от семи до восьми футов в длину и оно идеально подходит для сбора орехов с пальмовых деревьев. Конечная стоимость складывается из того, какая была использована сталь и какова итоговая длина лезвия.
В мастерской господина Ли используются рессоры от внедорожников в качестве источника металла для производства. Из тонн металлолома на кладбище старых автомобилей неутомимые кузнецы разыскивают рессоры для своих творений. Они им достаются за сущие копейки. К тому же это очень примитивный и низкотехнологичный способ производства, когда из рессоры буквально вырезается нож необходимой длины.
Практичность и функциональность - вот главные характеристики, которыми должны обладать ножи в Малайзии. При этом никто в этом краю не слышал о существовании таких видов стали, как CPM-S30V, VG-10 или ZDP-189. Единственный вид стали, который здесь известен, это - сталь из рессоры, которую и добывает господин Ли. И это единственная гарантия качества продукции, которую может дать своим покупателям производитель ножей.
Заострённые ножи здесь используются повсеместно фермерами и рыболовами. Эти ножи попросту не успевают покрыться ржавчиной, потому что они не лежат без дела и используются постоянно, изо дня в день. И даже спустя шесть или восемь лет использования такой паранг, голок или рыболовецкий нож выглядит как новенький, будто им и вовсе не пользовались.
Несмотря на долговечность и прочность, стоимость этих ножей по-настоящему мизерная. Именно этот факт сподвигает тружеников окрестных деревень закупаться ножами именно у господина Ли. Немногословный помощник Ли, работает слаженно как мотор и знает весь процесс создания ножей досконально, от и до. Как и его учитель, он превосходно чувствует сталь, которая находится в его руках.
Покупатели говорят чего хотят, обговаривают цену и отправляются домой уже с приобретённым оружием, которое завернуто в обыкновенную газету. Иногда случается так, что некоторые посетители приносят ему эскизы, по которым мастер может выполнить ножи на заказ. Но перед этим он должен тщательно удостовериться в том, что имеющееся у него оборудование позволяет изготовить именно такой нож, какой желает получить посетитель, и только после этого берётся за работу. Однако популярность его ножей и даже тот объем продукции, которую выпускает этот человек, не помогает ему даже стать представителем среднего класса.
Еще один найфмейкер из этих земель
Через пару домов от этого, находится похожая мастерская по производству ножей ещё одного найфмейкера по имени Ах Пи. Вывеска над его мастерской гласит: " Чуан Ли Чан". По происхождению он китаец, он уже находится в преклонном возрасте.
Мастер любит говорить своим детям, особенно часто сыну, который, к сожалению не проявляет никакого интереса к изготовлению ножей: " Сегодняшняя молодёжь предпочитает работать в душных офисах с кондиционером, и, конечно же, как можно меньше мараться и пачкать свои руки". Он работает долгие часы под палящим зноем - таковы издержки этой профессии в здешних местах. При этом тяжёлый и изнурительный труд не приносит особого финансового благополучия. Спустя десятилетний опыт пользования молотом, щипцами и шлифовальной машиной, Пи стал настоящим профессионалом своего дела. Хотя, по его словам, кроме этого ничего в жизни он не умеет делать. Да и к тому же, его преклонный возраст не позволяет ему больше учиться и осваивать новую профессию.
Не все те ножи, которые производятся в обоих этих мастерских, украшаются местными мастерами. Также они поставляют некоторую продукцию, в том числе паранги, которые затем продаются по более высокой цене. Ножи от Ли и Пи ценятся достаточно высоко, поскольку это - ручной труд, большие траты времени, и, конечно же, необычный материал - сталь из рессор. Такие ножи получаются очень острыми - производитель дает на это гарантию.
Иногда производители интересуются для каких целей приобретается паранг или нож, а также как он будет использоваться. Исходя их этого, он может предложить покупателю другой вид оружия, которое бы больше подходило под его потребности. Если человеку требуется нож для того, чтобы разделывать твердые породы дерева, кости или туши скота и прочих нужд, для которых требуется особые приспособления, мастера смогут предложить им специальные ножи. Профессионализм мастеров железа и стали значит очень многое для тех, кто пользуется их продукцией, от неё во многом зависит их жизнь.
Термическая обработка и заточка ножей
Термическая обработка ножей представляет собой процесс погружения и охлаждения раскалённой стали в сосуде с водой. У этих найфмейкеров не существует специального универсального способа или формулы для того, чтобы лезвие было закалённым. Пи говорит, что делает это "на глаз" и процесс необходимо просто чувствовать и понимать. Долгие годы экспериментов помогли ему понять, когда и как опускать раскаленное докрасна лезвие в воду и в какой момент его необходимо вынимать. По его словам, ничего лучше воды не может "закалить" лезвие и сделать его острым.
Заточка паранга или любого другого вида ножа производится вручную при помощи специального металлического приспособления. Если смотреть со стороны, весь этот процесс, выполняемый Пи, кажется предельно простым. Но до тех пор, пока ты сам не возьмешь этот шлифовальный прибор в свои руки. И тогда ты понимаешь, это управляться им довольно -таки непросто.
Сначала он зажимает лезвие на столе, накрывает его поверхность тканью, а затем надевает защитные очки. Он передвигает шлифовальную машинку по всей обрабатываемой поверхности, при этом надавливая на неё.
Целый фонтан ярко-оранжевых брызг разлетается в стороны, но кажется, что мастеру они совершенно не доставляют никаких неудобств. И когда он становится полностью доволен результатом, то снимает зажим с лезвия и делает финальные правки лезвия при помощи обыкновенного камня с ровной поверхностью.
И в этом процессе также важно полностью довериться своим ощущениям и интуиции. Когда человек четверть своей жизни проводит за заточкой ножей, в его профессионализме можно не сомневаться.
Удивительно простые советы
Всем, кто пользуется его ножами мастер Ах Пи дает очень ценный и простой совет, который многие применяют в своей жизни. После того, как нож использовался, промойте его под обыкновенной проточной водой. После этого просто положите высыхать нож под солнечными лучами, не вытирайте его ни в коем случае. Солнечные лучи быстро обсушат лезвие и оно всегда будет острым, как новое. Может, действительно, самое знойное, палящее малазийское солнце и здешний тропический климат делают свое дело и лезвия ножей естественным образом получают затачивание? Возможно ли, что солнечные лучи на самом деле способны укрепить и без того прочную молекулярную структуру кромки лезвия? Или же это обыкновенная рекламная уловка? Кому же лучше знать это - кузнецам из Пасир-Пенамбанга или нам, конечным потребителям, жителям большого города?
В селении Пасир-Пенамбанг в Малайзии вы не встретите больше никаких кузнецов, кроме этих двух мастеров. И оба из них находятся в весьма преклонном возрасте. К сожалению, приходится признать, что их ремесло в родном краю вымирает, поскольку местное молодое поколение не интересуется искусством изготовления ножей. А те же, кто проявляет интерес ко всему, что связано со сталью и мастерством изготовления ножей, предпочитают отправляться именно в этот маленький городок, находящийся вдали от суеты и бешеного ритма крупных городов. Они приезжают сюда, чтобы выразить свое искренне почтение настоящим укротителям стали, которые живут в этом тихом уголке на краю света.