Статьи

Продолжение старой дискуссии об уплотнении лезвий

Вопрос, присланный в редакцию журнала Blade:

"Мастера-ножевики в течение десятилетий спорят о том, какой вид изготовления является лучшим: ковка или снятие припуска. Очевидно, что с наскока в этом вопросе не разберешься. Я уверен, посади сюда несколько металлургов, и спор получится весьма жарким. Это один из тех вопросов, когда любая реплика обязательно вызовет неприятие у собеседника."

Другая не менее дискуссионная тема – это уплотнение лезвия. Я просмотрел интернет-форум Blade, посвященный обсуждению ножей, и нашел запись, предположительно оставленную членом Американского общества кузнецов (ABS) от 16 ноября 2004 года. Прилагаю ее ниже: «Я, а также законы физики, могу гарантировать, что никакого "уплотнения" не существует. Я бы с радостью выбросил термин "уплотнение лезвия" из нашего лексикона, всякий раз когда мы его используем, то представляемся в глазах других людей необразованными чурбанами. С 8-го класса большинству известно, что добиться более плотного расположения атомов можно только в грибе ядерной бомбы или в черной дыре. Это неоспоримые законы природы, которые нельзя изменить, каким бы известным не было имя чудака, вещающего об обратном. Что думаете?»

На вопрос отвечает Джо Щиласки.

Я соглашусь с тем, что термин "уплотнение лезвия" является не самым удачным с точки зрения научного описания процесса. Я не думаю, что кузнецы, употребляя этот термин, вкладывают в него смысл уплотнения атомов. Скорее всего, он указывает на процессы в кристаллической решетке и уменьшение размера зерен при правильной ковке. Уменьшение размера зерна увеличивает прочность стали.

Следует задуматься о коэффициенте уковки: огромные стальные слитки проходят через целый ряд роликов или отбиваются механическим молотом. По существу для ковки стали необходим материал с небольшой и равномерной структурой зерен. Впоследствии при изготовке клинка уковка увеличится на порядок.

К тому же в результате ковки направление зерен начинает повторять форму клинка. Клинок является трехмерным объектом. Изменение формы при ковке поможет избежать разрывов структуры зерен. А также увеличит прочность.

Я изготавливаю большинство своих ножей и томагавков ковкой, поэтому некоторые могут заподозрить меня в необъективности. Мой ответ: я всегда стараюсь быть честным. Я кую уже долгое время, для меня это страсть. Мне нравится та свобода придания изделию любой формы с помощью огня и молотка. Я люблю звук наковальни, поскольку он связан у меня с приятными воспоминаниями. Однако для изготовления превосходного клинка простой привязанности процессу не достаточно. По правде говоря, ковка и сжатие лезвия – лишь малая часть того, что требуется для получения превосходного результата.

Тем не менее, я истово полагаю, что ковка повышает качество клинка. Однако для этого требуется выполнять каждое действие с повышенной внимательностью. Необходимо знать и понимать качество стали, с которой работаешь. Под "знанием стали" я подразумеваю знание его химического состава. Такая информация поможет определить оптимальный порядок работы.

Ковка представляет собой больше, чем нагревание и постукивание по клинку. В этом нет ничего магического, но чтобы постичь эти знания необходим опыт, который приходит за годы работы. Факт в том, что ковка, сама по себе, не позволяет сделать превосходный клинок. Ключом является качество стали и знание кузнечного дела. Во время ковки легко допустить ошибку, в результате которой качество клинка станет хуже, чем при снятии припуска.

Также большое значение имеет термообработка. Независимо от способа получения клинка следует выдерживать соответствующее время, температуру, превращение и свойства закалочного раствора. Неправильная термообработка ухудшит качество любого клинка.

Существует два подхода к изготовлению ножей, в обоих лагерях есть как хорошие, так и плохие мастера. Я все же полагаю, что и задачи у сторон одни и те же: использовать лучшую сталь, и изготавливать ножи самого высокого качества, которое позволяет им их знания и умения. Нужно работать вместе, чтобы совместно постигать новое знание и добиваться нового опыта.

Автор утверждает, что любит звук наковальни, поскольку он вызывает у него приятные воспоминания. Мастер из Американского общества кузнецов Дон Фогг (см. выше) проявил солидарность в этом вопросе на прошедшем мероприятии Big Sky Ham mer-In.

Лишь некоторые мастера, изготавливающие ножи снятием припуска, разбираются в металлургии на уровне кузнецов. Эти парни дышат мне в спину, и было бы ошибкой игнорировать их. С повышением доступности более сложной, качественной и обработанной стали конкуренция стала сильнее. Тем не менее, некоторые из них понимают, что без ковки нельзя добиться определенных вещей.

Я считаю, что для получения превосходного клинка необходимы правильная ковка и термическая обработка. Ошибочно игнорировать положительное влияние ковки на определенные типы стали. Сегодня она применяется для получения требуемой жесткости, гибкости и непрерывной структуры зерен. Так она используется для производства колес гоночных автомобилей, спортивных мотоциклов, коленчатых валов, стволов дальнобойной артиллерии и прочих изделий, к которым предъявляются повышенные требования прочности.

Автор считает, что сегодня найфмейкеры, использующие готовые заготовки, сталкиваются с большей конкуренцией, чем те, кто кует ножи самостоятельно, по причине повышения доступности более качественной и обработанной стали. В качестве примера можно привести нож с фиксированным клинком от Чеда Нелла, который выполнен из нержавеющей стали CPM-154.

Наши предки спокойно относились к улучшению стали ковкой. По правде говоря, это был единственный способ. Тогда жизнь была проще, и к качеству стали предъявлялись меньшие требования. Когда-нибудь достижения металлургии позволят улучшать сталь без использования ковки, однако, по моему мнению, пока еще не время пренебрегать этим процессом. Я считаю, что, даже если будет получен способ улучшения стали без помощи ковки, мастера будут продолжать ковать ножи, чтобы не забывать старую, добрую традицию.

В каталог