Статьи

Боевой нож «sub-hilt»

На сегодняшний день существует не так много ножей, которые можно классифицировать как «sub-hilt». Отличительной чертой ножей такого типа является направленная вперед «триггер»-гарда. Добавление второй гарды придает клинку крутой вид, но если гарда выполнена качественно, она будет играть роль не только интересного дизайнерского решения.

На сегодняшний день все «sub-hilt» ножи связаны с именем почётного члена Зала Славы журнала Blade  Боба Лавлесса (Bob Loveless). Его серия боевых ножей Big Bear является предшественником всех современных саб-хильтов. То, что сегодня носит название «sub-hilt», успешно воплощалось Бобом Лавлессом ещё много лет назад.



«Я бы не стал утверждать наверняка, что Боб стал изобретателем саб-хильтов, однако он, несомненно, внёс большой вклад в популяризацию этого вида клинков. И, конечно же, без сомнения, серия боевых ножей Боба Лавлесса Big Bear является самой узнаваемой среди всех существующих саб-хильтов в мире ножевого искусства», - рассказывает найфмейкер и почитатель мастерского таланта Боба Лавлесса Эдмунд Дэвидсон.

На сегодняшний день Эдмунд Дэвидсон является известнейшим производителем ножей типа «sub-hilt», на его счету разработка 17 моделей ножей данной разновидности, из которых несколько он разрабатывал на основе дизайна самого Боба Лавлесса. Самая удачная серия,  изготовленная Эдмундом - это огромный клинок, названный Orgasmatron. Этот нож декоративно гравирован, его параметры внушительны – 20,5 дюймов в длину, 4,5 фунтов веса. Он был изготовлен из 30-и фунтового бруска стали 440 С, с которого было в итоге удалено почти 26 фунтов стали.

«Я не одобряю повторную обработку. Уж лучше я начну работу с бруском лучшей стали и пожертвую любым её количеством, необходимым для того, чтобы получился действительно отличный нож», - рассказывает сам автор.

Хранитель работ Боба Лавлесса и коллекционер саб-хильтов Луис Чоу также придерживается мнения о том, что Лавлесс не является изобретателем самой концепции «sub-hilt», ссылаясь на то, что ещё в 30 годах ХХ века ножи, которыми пользовались мясники, имели целостную алюминиевую рукоятку со структурой «sub-hilt». Также имеются прочие более ранние экземпляры ножей, в которых бесспорно узнаётся «sub-hilt».

«Можно утверждать наверняка: по крайней мере, затрагивая современный этап ножевого кастомного производства - начиная с Randall - что Боб Лавлесс был одним из первых, кто впервые стал популяризировать и развивать эту разновидность ножей», - добавляет Чоу. Свой первый саб-хильт Боб Лавлесс создал в своей мастерской в Делавэре в 1954 году, назвав его «Delaware Maid». После чего эта конструкция стала перениматься многими мастерами, в числе которых были Дэвидсон, Стив Джонсон, Джим Мерритт, Лин Реа, Дитмар Кресслер, а также очень многие другие мастера, которые были вдохновлены новой разработкой Боба.

Контроль клинка.

К  сожалению, саб-хильт не может похвастаться гибкостью в управлении и многосторонностью. К примеру, его невозможно ухватить с обратной стороны.



«Само строение саб-хильта ограничивает владельца в обратном захвате ножа. Обычно такой клинок классифицируется как боевой нож», - рассказывает Дэвидсон и вспоминает фрагменты его беседы о саб-хильтах  с Бобом Лавлессом  в 1993 году по телефону.

«Боб, для чего ты производишь саб-хильты?», - спросил он тогда.

«Для того, чтобы нож можно было удобно вытащить, если он застрянет».

Чоу также добавляет, что этот триггер помогает полностью обеспечивать контроль над лезвием. В то время, когда ваш указательный палец создает давление на пресловутый триггер, у вас появляется прекрасная возможность контролировать дальний край лезвия.

«Саб-хильт также помогает обеспечить хороший захват, так необходимый при пользовании ножом в боевых стилях», добавляет президент компании Boker в США Дэн Вейднер. Его компания совершенно недавно присоединилась к корпорации Kressler, ведущему производителю ножей в Германии с целью совместного производства нового вида «sub-hilt» в линейке Boker Plus.

«Это факт, что кастомный боевой саб-хильт Диетмара является предметом зависти очень многих серьёзных коллекционеров, и те, кто сумел заполучить  их для своей коллекции, являются настоящими счастливчиками. Мы решили производить ножи по доступным ценам, чтобы ценители марки Kressler также могли приобрести нож, который раньше они не могли себе позволить».

Контроль хвата ножа.

Фирменный стиль разработки саб-хильта Боба Лавлесса узнаваем и уважаем каждым ценителем ножевого мастерства. Однако, это совершенно не означает, что каждый мастер должен слепо копировать эти модели.



Когда Лин Реа создаёт саб-хильты, он старается выковывать их в прямом и переносном смысле.

«Я абсолютно свободен в создании каждого фрагмента ножа благодаря ковке. Мне не нужен большой и широкий кусок металла». Когда полагаешься  исключительно на вырезание, форма ножа не может превысить размер исходного бруска. Реа также считает, что вырезание формы клинка из бруска создаёт определённые ограничения, и поэтому предпочитает придавать ножу форму путём ковки.

В итоге мы можем придать клинку вид типа «дроп-пойнт», добавить кривых линий, плавности. Он не обязательно должен быть прямым. Или узким ближе к обуху. Я полагаю, что в конечном итоге у нас должна получаться маленькая рукоять с надежным хватом.

Он также привёл пример ещё одного успешного использования саб-хильта.

«Я живу на юге США, и в этом регионе очень популярна охота на кабана. В условиях охоты нож с саб-хильтом может быть чрезвычайно полезен. Когда кровь или сучья и терн, или еще что-то подобное мешают крепкому захвату ножа — саб-хильт проявит себя как нельзя лучше — ваш нож не выскользнет».

И, наконец, Реа указал на особые моменты в производстве, которые помогают сделать нож  функциональным и удобным. Серединная гарда должна естественным образом располагаться в руке и хорошо смотреться. Промежуток между гардами должен быть достаточно большим для того, чтобы через него мог проходить палец, а сам саб-хильт должен быть короче для того, чтобы владелец мог быстро извлечь его из чехла не глядя и без лишних нащупываний.

«Нож такого плана создаётся спланированно. Если делать его без предварительной подготовки, саб-хильт может получиться нелепым и выглядеть неуклюже».

Спрос и предложение.

Существуют, по меньшей мере, два фактора, которые делают нож с саб-хильтом ценным экземпляром для любого коллекционера. Во-первых, попросту сделать нож с саб-хильтом гораздо сложнее, нежели изготовить нож с обыкновенной гардой. Также Чоу указывает на временной фактор.

«Об этом говорил и Боб Лавлесс, и подтверждает Джим Мерритт, который в данный момент изготовляет свои ножи в старой мастерской Боба. Изготовление ножа с саб-хильтом занимает гораздо больше времени, чем изготовление обыкновенного ножа», - Чоу утверждает, что найфмейкер мог бы положить на свой счёт в банке сумму, вырученную с продажи примерно десяти Хантеров за тот период, пока он занимался изготовлением одного единственного саб-хильта.

«И когда заходит вопрос о приобретении такого ножа для  коллекции, на него всегда будет существовать спрос и предложение. И если я фокусирую своё внимание на ножах только в стиле саб-хильт из-за того, что они являются более редкими экземплярами,  мне не приходится искать нужный среди множества подобных ножей, поскольку каждый производитель изготовляет их совсем в небольшом количестве», - продолжает Чоу.

Саб-хильты Боба Лавлесса сейчас являются чрезвычайно желанными для любого коллекционера, особо учитывая факт кончины великого найфмейкера в 2010 году.

« Начиная с 1970 года, стоимость экземпляров Лавлесса Big Bear выросла на 5000%, такое очень сложно повторить», - так Чоу подводит итог всей истории о саб-хильтах.

В каталог